Статистические методы – фундамент СМК

Кудряшов А.В.
Консультант консалтингового центра "Системный Консалтинг"
Ведущий авторских семинаров по спец. методам ТУ-16949.
Начальник БМК Дирекции по развитию ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», член Поволжского клуба качества, редактор ежегодного сборника «Город Качества».

 

Такое впечатление, что многие предприятия российского автопрома, «назло японцам, американцам и самим себе», продолжают экспериментировать в сфере СМК, путём внедрения качественных методов практически не внедряя количественные. Ну так, немного, разве что для РРАР или аудиторов. В ожидании прихода ВТО, в условиях, когда местные конкуренты развиваются не по дням, а по часам, не стоит возлагать большие надежды на будущие успехи не внедрив «пользы ради, а не галочки для» статистические методы во всех процессах и на всех этапах жизненного цикла продукции. Внедрять ИСО/ТУ-16949, Кайдзен, Бережливое производство, Бенчмаркинг, Шесть сигм, Сбалансированную систему показателей, при этом, не сформировав у сотрудников статистического мышления значит просто в очередной раз «потусить» по качеству без конкретной пользы для своего предприятия. Очень сомнительно, что без применения статистических методов предприятия смогут  на должном уровне внедрить процессный подход, создать эффективную структуру, снизить затраты на качество, достигнуть должного качества выпускаемой продукции.

Часть 1.
Согласно требованиям ИСО 9001, предприятие вправе применять статистические методы в том объёме, в котором сочтёт нужным. В ТУ-16949, в отличие от ИСО 9001 – статистические методы не только обязательны к применению, а, можно сказать, составляют главный стержень всей СМК. Вы спросите: «Почему такая разница?», и правильно сделаете! Некоторый ответ на этот вопрос дал ещё в 1998г. Берт Гантер, бывший ведущий колонки «Статистический уголок» в журнале Quality Progress. Он прямо заявлял: «ИСО-мания становится всепроникающей тенденцией в управлении качеством, где происходит повсеместное отступление от количественных методов в пользу качественных подходов: изучения человеческих отношений, организации труда, коммуникационных процедур, проведения различных собраний и т.д. Я не утверждаю, что все это бесполезные мероприятия. Некоторые из них важны и необходимы. Вместе с тем без применения количественных подходов, которые позволяют измерить реальный уровень качества и результативность мер по его повышению, все разговоры о качестве становятся беспредметными и ведут к серьезным промахам. Я считаю, что уход от количественных подходов в управлении качеством вообще и от применения статистических методов, в частности, представляет не что иное, как капитуляцию перед трудностями. Конечно, значительно проще научить работников правильному проведению совещаний или улучшению коммуникаций между подразделениями, нежели обучить их методам статистического контроля или планирования эксперимента. Поэтому, провозглашая эти методы неработоспособными или неэффективными в управлении качеством, многие просто стараются оградить себя от необходимых усилий для их изучения». Следует отметить, что многие инженеры всегда достойно оценивали роль статистических методов при построении технологических процессов. Ещё в 1955 году в оборонной промышленности СССР, стали отказываться не просто от качественных методов в пользу количественных, но и применять те количественные методы, которые наиболее эффективны. Например, отказ от статистического входного и приёмочного контроля по концепции AQL в пользу системы бездефектного производства, в основе которой лежали статистические методы управления процессами. В 1962 году после ряда неудачных запусков ракет «Трайдент», систему бездефектного производства  стали внедрять не только в СССР, но и в США в оборонной и космической промышленности. Американцы вообще молодцы. Черчилль говорил об американцах: «Американцы замечательные ребята, они всегда принимают правильное решение, после того как перепробуют все остальные». Ну, это американцы. А мы тоже от них не далеко ушли. Почти все наши достижения в сфере качества «переняли» японцы. В начале 50-х годов японцы практически только делали первые шаги в сфере улучшения качества своей продукции. Сегодня в Японии все владеют статистическими методами от оператора до директора. И это при том, что в Японии начали внедрять статистические методы на много позже чем в США, России и Европе. По крайней мере,  в 1955г. Япония отставала от России более чем на 100 лет и на 30 лет от США. Но почему - то некоторые наши предприятия в гражданских отраслях так и остались практически в 20-30-х годах прошлого, а то и позапрошлого  века. И если у нас на некоторых предприятиях есть трудности по внедрению SPC образца 1924 или 1941  года, то в Японии оператор должен владеть и более сложными методами, такими как Планирование эксперимента. В США, Японии и других странах - школьники учат статистические методы в обязательном порядке. Для всех руководителей в развитых странах программа по Планированию эксперимента является обязательной к изучению с 60-х годов прошлого века!  А в России не каждый специалист может внятно объяснить, чем отличаются индексы воспроизводимости  и пригодности. А что тогда требовать от оператора, мастера или контролёра?

Справки и регистрация участия по тел.:

  • г. Санкт-Петербург: (812) 454-50-32, (812) 454-52-34, (812) 640-75-07 

 
Скачать заявку Вы можете по этой ссылке: Заявка на участие в семинаре.doc

Заявки просьба высылать на адрес эл. почты: info@s-konsalt.ru или факс. (812) 454-52-34.

декабрь 2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
 
28
29
30
31
1
2
3
4
5
< ноябрь январь >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения