Круглый стол: Проблемы качества в образовании
Круглый стол авторов сборника «Город Качества-2009»
Тема круглого стола: Проблемы качества в образовании.
Ведущий круглого стола - Кудряшов Андрей Викторович. Стаж работы в автопроме 19 лет. Опыт работы консультантом 5 лет. Консультант ООО «Системный Консалтинг». Начальник КТО ПАК ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», член Поволжского клуба качества, ведущий авторских практических семинаров по спец. методам ISO/TS 16949, составитель и редактор ежегодного сборника статей по актуальным проблемам внедрения СМК - «Город Качества», консультант. Большой опыт проведения семинаров и внедрения спец. методов ISO/TS 16949 (APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA) на предприятиях поставщиках ОАО «АВТОВАЗ» и СП ЗАО «Джи-Эм АВТОВАЗ» в Самарской и Ульяновской областях, республике Татарстан, Санкт - Петербурге. Автор ряда статей по проблемам внедрения и развития СМК - в региональных и центральных журналах , на ведущих сайтах по качеству (включая сайт и рассылку РИА «Стандарты и Качество») Дополнительное образование: внутренний аудитор (удостоверение), специалист по метрологическому обеспечению предприятий с правом проведения метрологической экспертизы и MSA (удостоверение), специалист по статистическим методам управления процессами и по оптимизации процессов (сертификаты), прошёл обучение по программе «20 ключей» (сертификат). Считает, что качество должно стать и станет национальной идеей России. Хобби: история и литература.
Олег Гаврилович Волков. Живёт в Чебоксарах. За исключением 4 лет с 1980 по 1984 гг., когда был на дипломе и в аспирантуре в Москве (кандидат химических наук, доцент). В 1985 г. стал преподавателем в Чувашском госуниверситете. В годы перестройки организовал несколько удачных проектов в сфере СМК. На этапе рождения новой России стал работником Минобразования Чувашии (1994-2003 г.). Где прошел путь от главного специалиста до начальника управления всего профессионального образования. Удалось реализовать многие свои задумки: от помощи конкретному училищу, техникуму или ВУЗу, до создания республиканской программы "Новая школа". В республике по его инициативе и с участием (возглавлял) началось участие молодежи и школьников в республиканских и всероссийских научно-исследовательских и творческих конкурсах. Чувашия в 2001 г. была лидером и законодателем федерального проекта "ЕГЭ". С 1999 г. по 2003 г. готовил запуск проекта "Реформа системы образования" на средства МБРР - это и оптимизация школ, создание базовых школ, программа "Школьный автобус", формирование ресурсных центров из профессиональных училищ. С 2004 г. в Чебоксарском институте (филиале) ГОУ ВПО "Московский государственный открытый университет" работает заместителем директора по повышению квалификации . Сотрудничает более чем с 10 школами где помогает осваивать принципы TQM. Есть даже хорошие результаты, которые по оценке конкурса "Сто лучших товаров" можно назвать достижениями: две обычные школы ( 56 и 35 г. Чебоксары) получили в 2006 и 2007 году золотой и серебреные дипломы лауреатов. Женат. Супруга, конечно, тоже педагог-логопед. Трое сыновей. Двое старших уже самостоятельны и хорошо работают, а младший учится в 6 классе гимназии и в музыкальной школе по классу флейта, и уже побывал с выступлениями в 2007 году в Скандинавии (март 2007 г.), а в январе 2008 г. в концертном зале мэрии Парижа.
Васильков Юрий Викторович, Д.т.н., профессор, академик Академии проблем качества РФ (Москва), менеджер и аудитор по окружающей среде и качеству Европейской организации качества (EOQ), QA-аудитор по интегрированным системам менеджмента, проректор по научной работе и информационным системам ФГОУ ДПО «Академия Пастухова», профессор кафедры кибернетики Ярославского государственного технического университета. Создатель электронных учебников и электронных обучающих программ. Занимается подготовкой персонала предприятий и организаций к внедрению систем менеджмента качества, экологии, безопасности. Активно участвует в соответствующих российских и международных конференциях и конгрессах. Является автором более 150 научных и методических работ, в том числе пяти книг.
Гущина Людмила Степановна, EOQ- аудитор по качеству, QA-аудитор по качеству, охране здоровья и обеспечении безопасности труда, риск-менеджер. Занимается подготовкой персонала предприятий и организаций к внедрению систем менеджмента качества. Участвует в российских и международных конференциях и форумах. Успешная работа консультантом в проектах по внедрению СМК на предприятиях.
Свидров Максим Александрович, заместитель директора Регионального центра качества Волгоградской торгово-промышленной палаты, специалист по созданию систем менеджмента, консультант по "Практической Программе Революционных Преобразований на Предприятиях "20 КЛЮЧЕЙ", преподаватель Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Опыт работы Регионального центра качества Волгоградской торгово-промышленной палаты – реализация Региональной программы качества Волгоградской области – один из передовых в России. Это пример того, как можно решать проблему конкурентоспособности бизнеса в масштабах одного региона. Миссия Регионального центра качества Волгоградской торгово-промышленной палаты: «Мы помогаем организациям ориентироваться в международных правилах ведения бизнеса, обучая и консультируя их с помощью современных методов и средств».
Россинская Светлана Владимировна, Родилась в Новочеркасске, Ростовской обл., живёт и работает в Тольятти, образование высшее: библиотекарь-библиограф (Куйб. гос. ин-т культуры, 1987), преподаватель педагогики и психологии (Тольят. филиал Самарского гос. пед. института, 1994). Место работы: библиотека № 18 "Фолиант" МУК "Тольяттинская библиотечная корпорация».
Кудряшов Андрей: Критерий любой реформы в образовании может быть один – улучшение качества образования. Если реформа не даёт улучшения качества образования – то это антиреформа. А любая антиреформа, особенно в здравоохранении или образовании, имеет краткосрочную цель – геноцид российского народа, а в перспективе его исчезновении с территории Евразии.
У нас всегда раньше было замечательное образование. Традиции нашего образования находятся как это не больно всем русофобам в традициях и истории Российской империи и государства Российского. У наших специалистов всегда был хороший кругозор, хорошо работали мозги, имелась хорошая подготовка в разных областях и умение мыслить нешаблонно и самостоятельно. Именно это из наших детей пытаются выбить некоторые реформаторы образования. Догонять СССР в сфере космоса, США начали с реформы образования, признав, что советская модель является одной из лучших. Наши же реформы в образовании больше похожи на реформы ради реформ. И судя по тому, как их проводят, можно понять, что проведением реформ занимаются инопланетяне, наши учёные, наверное, сначала попробовали свои реформы на мышах. А тем временем, увеличивается количество липовых дипломов и «смешных» диссертаций, количество филиалов ВУЗов в регионах донорах постоянно увеличивается с одновременным снижением уровня качества знаний. Уходят навсегда лучшие учёные и конструктора ещё советской школы, а сможем ли мы вырастить новых специалистов такого уровня, от этого зависит - станет ли наша страна в один ряд с ведущими мировыми державами или ещё больше подсядет на нефтяную иглу или иголку (зависит от цен на нефть). В гонку нано технологий мы вступили по большому счёту с опозданием на 10 лет. Проиграть гонку высоких технологий – потерять через 10-15 лет целостность и независимость страны.
Выпускники многих ВУЗов не готовы практически работать на тех предприятиях, которые уже работают по самым современным мировым стандартам качества.
Внедрение СМК в образовании, поможет улучшить качество знаний, а значит сохранить то, что ещё осталось, восстановить всё что потеряли, перенять всё лучшее, что есть у конкурентов и «стратегических партнёров». Ведь внедрение ИСО-9001 не исключает внедрения: Бенчмаркинга, Сбалансированной системы показателей, стат методов, подхода «20 ключей», системы Кайдзен и проектного подхода. Конечно, не зря есть пословица: «Вопрошать всегда легче, чем отвечать». Но, учитывая то, что в нашем круглом столе нет случайных людей, то я думаю, мы сможем сообща найти ответы на некоторые актуальные вопросы внедрения СМК в образовании.
На открытии Массачусетского технологического института Линкольн сказал: «Лицо университета определяется библиотекой и профессурой». Численность профессорско-преподавательского состава и число молодых преподавателей у нас неуклонно сокращается с каждым годом. Растёт лишь средний возраст профессорско-преподавательского состава, сейчас это за 50 лет, через 5-6 лет он будет соответственно ещё больше. Что касается библиотек, то уже конечно нет научного коммунизма, истории партии, но я не думаю, что за годы «реформ», а точнее разворовывания страны, в институтах прошло полное перевооружение программ, пособий фондов. Средний возраст докторов наук от 63 до 74 лет! В промежутке от 40 до 50 лет – полный провал. Сегодня, даже в оборонно-промышленном комплексе численность работников уменьшается на 7% в год! Численность специалистов на предприятиях и институтах в ОПК снизилась с 1992 по 2006 в 3 раза! В других отраслях не лучше, сплошь и рядом средний возраст работников предприятий 50 лет, причём возраст ведущих специалистов – 60 лет. Даже в атомной промышленности средний возраст работников 60 лет! В оставшихся институтах средний возраст кандидатов наук – 57 лет, а докторов 67 лет. Мы практически потеряли судостроение – сейчас в год производим судов, столько, сколько СССР в один день, практически на грани исчезновения гражданское авиастроение. Директора крупнейших авиационных заводов , радуются как дети, если удаётся заполучить пару самолётов на капитальный ремонт. Завозим из-за рубежа львиную долю лекарств и продовольствия, и ещё большую долю сырья для производства лекарств. Где находится наша лёгкая промышленность, можно догадаться, зайдя на ближайший рынок или магазин. Весь автопром практически свёлся к двум заводам ВАЗу и КАМАЗу. А что будет завтра, кто придёт на производство? Менеджеры, юристы, агенты по недвижимости?
Где коллективы, которые могут спроектировать и изготовить конкурентоспособный автомобиль, станок, самолёт? Ведь не секрет, что наши даже современные танки, какими бы хорошим они ни были – вариант модернизации танков начала 60-х годов прошлого века. Сможем ли мы догнать в ближайшее время наших «стратегических партнёров» по созданию конкурентоспособных товаров народного потребления, новых технологий, развитию авионики и т.д. ? Проще говоря, проблема развития, да и просто существования нашей страны упёрлась в кадровую проблему, не решив которую мы можем оказаться жить в приграничной полосе на китайско-финской границе или на грузино-американской. Но кадровая проблема – это в первую очередь проблема качества образования!
Билл Гейтс, выступая в американском сенате, заявил о том, что если не увеличивать приток лучших мозгов в США (доля которых сейчас не менее 40%), то нет смысла говорить о конкурентоспособности страны. А у нас, всё наоборот, сколько за последние 16 лет утекло мозгов из страны, наверное и представить не возможно. Проблему утечки мозгов изучали специалисты Китая и РФ, результаты оказались очень похожи. Одними деньгами тут проблему не решить. Кроме достойной зарплаты для возвращения на родину молодые учёные и специалисты желают:
- наличие стабильности в стране и возможности самим планировать свою жизнь на много лет вперёд;
- возможность профессионального и карьерного роста;
- иметь достойное жильё.
Китай ежегодно отправляет на учёбу в США до 40000 студентов. Рядовой профессор в Пекине или Шанхае может получать более тысячи долларов, а ведущий профессор до 2,5 тыс долларов в месяц. А что у нас? При такой статистике, где будем мы, а где Китай лет через 15 - лучше не думать.
Только 10-15% процентов предприятий могут уверенно сказать, какой им специалист будет нужен через 5 лет. А через 5 лет первокурсник придёт на производство. А что мы, производственники, спрашиваем с ВУЗов, которые готовят этих самых выпускников? Ещё меньшее количество предприятий может сказать какой специалист им будет нужен через 6-8 лет. О какой смычке образования и производства можно говорить тогда вообще? Конечно, предприятиям особенно крупным и средним могут помочь «корпоративные университеты», консалтинговые компании и образовательные центры по дополнительному образованию, но это всего лишь очень хорошая вспомогательная мера.
В «среднем» образовании ещё «лучше». Десятки «новых» предметов в ущерб математике, физике, литературе, истории. Зато дополнительные занятия по основным предметам после седьмого урока, плюс репетиторство – это есть. А кому будет нужен преподаватель, как репетитор, если он успевает научить детей в рабочее время? Но это не вина педагогов, им дают сверху учебные планы и программы. Даже директор школы тут ничего изменить не может. Я не считаю, что во вступлении к «круглому столу» сгустил краски. Но, наверное, «правильное внедрение» СМК в учебном заведении позволит повысить качество знаний студентов (учеников) и значительно облегчить работу преподавателей и обезопасить (частично) «свою» школу или «ВУЗ» от произвола очередных чиновников, повысить конкурентоспособность учебного заведения.
Волков О.Г.: Не думаю, Андрей, что вы сильно «сгустил краски». Проблема качественного образования, одна из самых актуальных для государства, да и для каждой семьи. В последнее время вопросы образования свели к количественным показателям: сколько приобретено новых компьютеров, сколько школ присоединено к Интернету, сколько регионов присоединилось к ЕГЭ и др. Наверное, когда-нибудь, в соответствие с философским законом и произойдет переход от количества к качеству. Но сегодня самая большая проблема нашего топтания на месте, а значит и отдаляющего нас от стран – лидеров рыночной экономики, именно в качестве образования. И прежде всего, в школьном и дошкольном.
В чем, на мой взгляд, основная причина этого? В том, что работники образовательного учреждения понимают качество образования исключительно как выполнение базисного учебного плана или государственного образовательного стандарта через итоговую аттестацию и выдачу документов об образовании. А работодатели считают, что этому термину соответствует подготовка современного, компетентного и опытного специалиста, но обученного в основном за государственные средства.
Нестыковка запросов и предложений связана с тем, что большинство предприятий в России уже давно акционерные или частные, и действуют они, пусть по «диким», но все-таки рыночным законам, и свои деньги считать умеют. Тогда как образование до последнего времени оставалось все-таки социально-государственной функцией, а не сферой оплачиваемых образовательных услуг, спрос на которые определяется потребителем.
Можно ли, оставаясь на финансовом обеспечении государства, тем не менее, обеспечивать опережающее развитие образования? Можно! И этому множество примеров и свидетельств, из которых наилучшие и близкие нам совсем рядом – в скандинавских странах: Финляндии, Швеции, и Дании. Но в которых образование начальное звено, если хотите корни дерева государственной экономики.
Россия в 2006 году, как член ОЭСР, уже в третий раз (2000, 2003 и 2006 годы) участвовала в исследовании PISA, изучавшем обученность 15 летних учащихся в 57 странах мира. И в очередной раз, по свидетельствам организаторов, результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты по изученным направлениям: естественнонаучная грамотность (33-38 место); математическая грамотность (32-36 место) и грамотность чтения (37-40 место).
При этом, как отмечают наши аналитики, улучшений с результатами предыдущих циклов исследования не произошло, а по чтению результаты стали статистически ниже. А на каком месте скандинавские школьники? «Горячие» финские школьники уже в третий раз подряд возглавляют список самых умных и практичных из детей, да и шведы, и датчане в первой половине списка.
К чему эти данные? Да все к тем же непрекращающимся ура-патриотическим заявлениям, и прежде всего самих преподавателей школ и ВУЗов что советское, то бишь, российское образование самое лучшее в мире. Было… 30-50 лет назад в сталинско-брежневское время, в которое наши родители, да и многие из нас смогли получить качественное образование. Когда у государства были стратегические цели любой ценой быть самой сильной страной. А сила – в качестве вооружения, которое не обеспечишь знаниями «мелового периода».
Правда, кроме вооружения у нас был еще космос и балет. И все… На другое мы свои знания и умения не тратили, телогреек и кирзовых сапог хватало всем.
30 января 2009 год.
Справки и регистрация участия по тел.:
- г. Санкт-Петербург: (812) 454-50-32, (812) 454-52-34, (812) 640-75-07
Скачать заявку Вы можете по этой ссылке: Заявка на участие в семинаре.doc
Заявки просьба высылать на адрес эл. почты: info@s-konsalt.ru или факс. (812) 454-52-34.