Круглый стол: Актуальные вопросы развития кластеров

Кудряшов Андрей:   Наш небольшой круглый стол – это не руководство к действию и не попытка ответить на все вопросы, а стремление повернуть руководителей предприятий и политиков к необходимости развития кластеров в рамках региональной политики, созданию единой терминологии по кластерам,  применению  современных математических и экономических методов  при создании  кластеров, изучению зарубежного опыта. Тема  кластеров актуальна для всех нас, потому что  говорить о развитии России, о ее конкурентоспособности (а значит и о нашем благополучии) можно только при наличии чёткой  программы развития регионов. Одним из главных моментов проведения региональной политики должна стать концепция создания кластеров. Причём кластеры должны стать не просто модным термином. Кластеры должны стать эффективным инструментом развития регионов. Нашим девизом должен стать девиз: «Конкурентоспособные регионы – конкурентоспособная Россия!».
            «Мысли лучших умов всегда становятся, в конечном счёте, мнением общества» - это ещё  много лет назад заметил Филипп Дормер Честерфилд, английский политический деятель и дипломат. Но такое впечатление, что он имел в виду мысли российских учёных  Арсеньева, Леонтьева, Кондратьева, Колосовского, Баранского, Немчинова. Мысли русских умов, опять стали мнением мирового общества, это применительно, в том числе и к кластерам, как инструментам развития территорий.  Тот, кто изучает труды Портера и ничего не знает о трудах русских и советских учёных по этой теме,  об успехах развития ТПК и промышленных центров в СССР,  может узнать лишь часть  малой истины. А ведь с 60-х годов у нас уже  целые НИИ работали по этой теме! И только в 70-е годы прошлого века этими вопросами стали робко интересоваться в  США, Канаде, Италии и Японии….          
           Всего лишь 8 стран могут проектировать и изготавливать автомобили. Россия пока в их числе, но это пока. А что будет дальше, зависит от нас самих.  Форд говорил: «Автомобиль сделал Америку!».  Он имел в виду, что «их автопром», как рабочая лошадка вытащил страну, вытаскивая за собой химическую, электротехническую, металлургическую промышленность.  Что касается «проблемы развития российского автопрома», то такой проблемы нет, а есть проблема создания конкурентоспособных кластеров вокруг ведущих российских автосборочных заводов в первую очередь вокруг ВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа. Проблема создания кластеров вокруг этих предприятий  потянет за собой другие проблемы: наличие программы по развитию кластеров, вопросы финансирования кластеров, развития поставщиков, смены модельного ряда, развитие станкостроения, развития технопарков, подготовки кадров, развитие инфраструктуры.  Но давайте  сначала разберёмся с термином «кластер». На сегодняшнем этапе некоторую путаницу в терминологии  создают те руководители регионов, для которых  термин «кластер» - что-то вроде дани современной моде, для привлечения западных инвестиций и для  формирования современного имиджа своего региона, они готовы назвать кластером всё что угодно. Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально — «расти вместе»). Существует множество определений этого термина, кроме того, эти определения находятся в некотором развитии, по мере развития теории кластеров.  Согласно классическому определению, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластер – это устойчивое территориально - отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.   Цель кластера - это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников. Состав участников - это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ,  консалтинговые фирмы, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта продукции.  Содержание этапов развития кластера, цели и состав участников  уточняется  при формировании каждой новой модели кластера. Поэтому любой положительный опыт нужно рассматривать с учётом конкретного кластера и его целей. Даже если взять  автомобильные кластеры,  например в Петербурге, Калуге, Тольятти –  многие процессы могут проходить по разному, несмотря на сходство этих кластеров. Нельзя «просто» копировать положительный опыт развития кластеров, как нельзя процессную модель одного предприятия скопировать на другое предприятие, -  разные стратегии, разные структуры, разные бизнес-процессы.
              Термин «кластер» в отличие от других понятий изначально получил практическое значение, понятное органам федеральной, региональной власти и бизнесменам, что способствовало быстрой популяризации этого термина в широких кругах.  Кластеры – западное изобретение  80-х годов прошлого века. Но с 20-х годов вся наша оборонная и часть гражданской промышленности строились по этому принципу. Теория экономического районирования, создания ТПК и промышленных центров в  СССР  в 20-х-80-х годах прошлого века  – это уникальный  практический  опыт и  знания, опередившие своё время, в том числе и время кластеров. Однако это не умаляет значения работ Портера и зарубежных специалистов по вопросам конкурентоспособности. Но  гениальность Портера не в том, что он «изобрёл» кластеры.  Кластеры, тем более в России существовали за сотни лет до появления Портера. В нашей  большой стране  с суровым климатом и огромными расстояниями, жизнь сама нас заставила раньше других   понять, что кооперация, специализация, концентрация – это условия не просто конкурентоспособности, а условия выживания. Очень хорошо сказал Сергей Довлатов:  «Мы не лучше коренных американцев. И уж, конечно, не умнее. Мы всего лишь побывали на конечной остановке уходящего троллейбуса». А гениальность Портера в том, что Кластеры были им   обозначены как новые объекты проведения государственной кластерной политики по повышению национальной конкурентоспособности на микроэкономическом уровне. Конкурентоспособность страны Портер рекомендует рассматривать через призму международной конкурентоспособности, но  не  через конкурентоспособность отдельных  фирм, а через конкурентоспособность  кластеров – объединений фирм различных отраслей.
            Всем кто интересуется концепцией развития кластеров, может быть полезен не только  опыт СССР, но и опыт  Российской Империи. По концентрации, кооперации и специализации промышленных центров, Россия перед первой мировой войной выходила в лидеры. Многие историки считают, что это и спровоцировало поджигателей первой  мировой  войны. Не имея возможности «легально» обойти Россию, не имея её конкурентных преимуществ, кто-то посчитал самым действенным способом устранить конкурента – создать особую причину изменчивости, как сказал бы господин Шухарт.  Только особой причиной стали – мировая война и революция. А ведь ещё древне греки  говорили:  «Побеждает всегда подстрекатель».
            Интересен опыт создания кластеров в России в XVIII веке. То, что создал Демидов на Урале во времена Петра Первого  (за 260 лет до открытия Портера) – пример промышленного кластера. Несколько десятков предприятий, транспортные компании, самое передовое оборудование и технологии, лучшие специалисты, плюс концентрация предприятий, кооперация, специализация и логистика. В результате Европа закупала Демидовскую сталь и чугун. А ведь Демидовы не только чёрными металлами занимались, но и  добывали золото, платину, серебро,  медь, драгоценные камни. Кроме того, оружейные заводы Демидовых в Туле и на Урале по внедрению стандартизации и «Бережливого производства» опережали на пару веков Европу и Японию. Ружья собирались из взаимозаменяемых деталей и стоили в  разы дешевле,  чем у конкурентов, но это уже совсем другая история….
     О пользе кластеров для  экономики никто уже не спорит. Но, не смотря на наши бывшие  успехи и отечественный опыт 20-х – 80-х годов прошлого века по созданию ТПК, было бы  глупо задирать нос и  игнорировать современный зарубежный опыт. А там есть чему поучиться!  Это и программы развития Технопарков в рамках кластерной политики, программы по развитию поставщиков  и продуманные инновационные и инвестиционные проекты.
  Главная проблема у нас - как всегда, в неспособности перестроить мышление.  Про кластеры, кто-то либо вообще не хочет слышать, либо смотрит на них как на разновидность ТПК. Но ТПК в советском варианте работали на экономику в первую очередь всей страны. Конкуренция внутри ТПК ограничена или равна 0. ТПК работает в условиях плановой экономики. Применительно к ТПК можно сказать, что регион существует для ТПК, а не ТПК для региона. Хотя в 20-х годах прошлого века начиналось все правильно. Но увод всех «нитей управления» в центр, поставил всю нашу региональную политику с ног на голову. Эта ошибка может повториться и сейчас, если регионы России при формировании региональной политики будут рассматриваться, как  регионы – для центра. Кластер – понятие весьма близкое к ТПК, но, в отличие от ТПК, понятие рыночное. Соответственно, несмотря на некоторое сходство, механизмы возникновения, существования и развития кластеров и ТПК в корне отличаются. Кластер  в первую очередь работает на те предприятия, которые в него входят. И уже только затем работает на экономику региона, и на экономику страны. И ТПК и кластеры имеют свои как плюсы, так и минусы. Это надо учитывать при создании региональной политики. Тут важно  учитывать как интересы бизнеса,  регионов, так и государства, особенно в добывающей, атомной, авиа-космической и оборонной промышленности. В автомобильных, аграрных, текстильных кластерах, первую скрипку должен играть бизнес.
             Правительство при проведении региональной политики должно в первую очередь создавать условия для развития регионов, а не стараться всё брать под свой контроль. Если нет чёткой национальной идеи и программы по развитию регионов, то судьба даже имеющихся российских кластеров будет не завидна. Кластер останется, но наметится мощный тренд на замену  оставшихся российских поставщиков автокомпонентов иностранными.
            Что интересно, в ЦРУ нового сотрудника обучают статистическим методам и методам принятия решений. Часть методов – как добиться максимального эффекта при минимальных усилиях, обратив плюсы предполагаемого противника в его минусы. С отверточными сборками и тем более с отвёрточными кластерами  так и будет, если мы будем наращивать отвёртки, а не мозги.  Иначе вместо ожидаемого потока технологий в страну, возникнет  мощный  отток денег из страны. Всем известна сказка про вершки и корешки, и русская пословица: «Кому - барыши, а кому - магарычи.»  Так что, свой автопром надо развивать, господа политики и предприниматели. Ведь: «Промотаешь  ворохами, не соберёшь крохами».  Вместо «промотаешь» в народе говорят более конкретно, но смысл примерно  то - же.   
            У нас ещё много чиновников и руководителей предприятий  со старым мышлением. Даже среди руководителей предприятий в автопроме можно слышать: «Работали мы без ТУ-16949 и никому не мешали, так бы работали и работали!» Но будущее Российской экономики  не за ними. Уже сейчас не мало предприятий,  точнее руководителей предприятий, которые очень хорошо понимают многие серьёзные вещи. Такие как, например: стратегический менеджмент, неформальное внедрение процессного подхода, внедрение статистических методов во всех процессах на всех этапах жизненного цикла продукции,  значение бенчмаркинга, создание новых продуктов и освоение  новых сегментов рынка, привлечение инвестиций, развития поставщиков, необходимость внедрения Системы сбалансированных показателей,  необходимость выполнять все требования потребителя и даже идти впереди этих требований.   
               Что касается Бенчмаркинга, то  самый ценный опыт по созданию территориальных объединений – это однозначно опыт и глубокие теоретические труды  русских и советских учёных ,которые создали и развили теорию  экономического районирования. Но идея Кластеров, как идея конкурентоспособности и экономического развития регионов  уже получила развитие в последнее десятилетие практически во всех странах мира, включая страны Восточной Европы, Южной Америки, Океании, не говоря уже про страны Евросоюза и США. Но  если не считать обзорной информации в Интернете, хорошую информацию по кластерам найти не просто. Фирмы, группы компаний, технопарки и кластеры  берегут свои секреты за семью печатями, но тем не менее необходимо изучать и изучать лучший мировой опыт по развитию кластеров. Для нас может быть интересен опыт США, Японии, Финляндии, Кореи, Италии, Германии, Китая, Турции, Испании, Канады, Чили и даже Венгрии. У каждой из этих стран есть свои особенности и свои успехи в отдельных отраслях благодаря развитию кластеров.
             Для поставщиков ВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа могу добавить, что наше существование может быть только в рамках кластеров. Я говорю наше,  потому,  сам работаю на предприятии, которые входит в автомобильный кластер. С концепцией развития кластеров, не надо ждать, что кто-то всё принесёт   в готовом виде. Никто не принесёт! Ждать – значит работать на снижение конкурентоспособности России. Ещё Вальтер Скотт заметил:  «Время и прилив никогда не ждут».  Поэтому уже сейчас нам необходимо строить свою долгосрочную стратегию, программу развития поставщиков второго уровня и программу обучения специалистов с учётом своего места в автомобильном кластере, иначе наше  место будет занято другими поставщиками и не обязательно российскими. А ведь каждый российский кластер – это десятки, а иногда и сотни российских градообразующих предприятий!  «Вернейший способ быть обманутым – это считать себя  хитрее других». (Франсуа де  Ларошфуко). Мы считаем себя хитрыми и ждём от отвёрточных сборок манны небесной в виде потока в страну инвестиций и технологий, но «Манна небесная с неба нигде не падает».  Любая западная компания, которая приходит в Россию, нацелена на достижение своих стратегических интересов, развитие сети своих поставщиков и дочерних компаний. А сверх прибыль,  полученную от продажи автомобилей собранных в России руками российских рабочих, из деталей из русской стали и нефтехимического сырья, вся эта сверхприбыль уйдёт на развитие западных компаний, для обновления их модельного ряда. А  автомобили  отвёрточной сборки купит российский средний класс, взяв кредиты в западных банках. Это только курочка и крот от себя гребут. Западные компании гребут к себе! Не обессудьте Господа, у них там тоже конкуренция, и им тоже, как- то выживать надо!  
            Наши автомобильные кластеры, должны развиваться по нашим сценариям, для достижения наших стратегических целей и процветания нашей страны. Но чтоб самим писать и осуществлять такие сценарии, необходимо очень хорошо быть в теме. Причём это касается не только предпринимателей и руководителей, но и представителей федеральной, региональной и муниципальной власти.
            Национальной идеей должна стать идея качества. А национальным проектом  - постоянное увеличение экспорта не сырья, а товаров и высоких технологий. Необходимо перевести страну на экстенсивный путь развития, путь развития технологий и инноваций. Одним из главных механизмов вытягивания страны – должна стать чёткая, сбалансированная  программа развития кластеров. А начинать надо с автомобильной промышленности, распространяя положительный опыт на другие отрасли. 

Справки и регистрация участия по тел.:

  • г. Санкт-Петербург: (812) 454-50-32, (812) 454-52-34, (812) 640-75-07 

 
Скачать заявку Вы можете по этой ссылке: Заявка на участие в семинаре.doc

Заявки просьба высылать на адрес эл. почты: info@s-konsalt.ru или факс. (812) 454-52-34.

январь 2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
< декабрь февраль >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения