Экономическая безопасность современного предприятия

ООО «Системный Консалтинг»
А.П. Калинкин – эксперт по информационной безопасности.
П.И. Калинкин – эксперт по экономической безопасности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Бизнес существует по жестоким законам. В нем есть «волки» и «овцы», сильные «поедают» слабых. Разница лишь в том, что на лесной тропе хищник и жертва остаются один на один — и это основной принцип естественного отбора. В мире бизнеса даже самую сильную компанию легко превратят в «овцу» специалисты по корпоративным захватам, или рейдеры.


Сегодня экономическое развитие предприятия во многом зависит от экономической безопасности. Особенности российской действительности требуют от собственников и руководителей предприятий не только разработки стратегии развития бизнеса, но и стратегии комплексной безопасности бизнеса. Для этого необходима система, которая бы включала комплекс мероприятий по экономической, финансовой, кадровой, информационной, юридической безопасности, а также меры по противодействию недобросовестной конкуренции. Сейчас уже многие российские компании поняли, что обладание информацией о конкурентах дает серьезное преимущество, и необходимо внимательно следить за действиями друг друга, чтобы не потерять завоеванные рыночные позиции.
90-е и последующие годы показали, что силовые методы в российской экономике стали постоянным элементом хозяйственной жизни. За последние 10 лет сформировались и активно продолжают развиваться различные силовые структуры - легальные и криминальные, государственные и негосударственные. Они активно ищут свои ниши в бизнесе. Все это свидетельствует о том, что закон спроса и предложения действует и в этом секторе экономики.
Если бы не было постоянного и устойчивого спроса на силовые услуги, то вряд ли бы с 1993 по 1999 гг. число охранно-сыскных структур выросло в 2,4 раза (с 4540 до 10804), в том числе частных охранных - в 4,8 раза (с 1237 до 5995), и служб безопасности (СБ) - в 1,9 раза (с 2356 до 4580).
Этот процесс связан с тем, что для российского предпринимателя понятие безопасность из абстрактно-теоретического превратилось в реально востребованную и крайне необходимую постоянно действующую систему мероприятий по обеспечению экономической безопасности и развития его предприятия.
В начале 90-х годов большинство российских предпринимателей понимало экономическую безопасность фирмы как физическую безопасность руководителей и их родных и решало данную проблему по принципу: чем больше охранников внушительной внешности, тем выше безопасность.
Однако, последующие годы убедительно показали, что даже охрана, набранная из бывших сотрудников знаменитого 9-го Управления КГБ СССР, не обеспечивает не только всего комплекса личной безопасности (уникальность девятки и ее высочайшая эффективность базировались на том, что на нее работали, снабжали необходимой информацией все другие оперативные подразделения КГБ - разведка и контрразведка), но самое главное - и безопасности бизнеса. Такая ситуация потребовала скорейшего решения двух взаимосвязанных проблем.

Во-первых, привлечения специалистов, так как только профессионалы-оперативники, агентуристы, аналитики, наружники (бывшие сотрудники спецслужб и правоохранительных органов) в состоянии эффективно решить задачи обеспечения экономической безопасности. Так, в России (1997 г.) в 10,5 тыс. зарегистрированных охранных предприятиях и СБ работало 148,5 тыс. лицензированных сотрудников, из которых приблизительно 35 тыс. - бывшие сотрудники МВД, почти 15 тыс. - бывшие сотрудники органов госбезопасности, около 1,5 тыс. - с опытом работы в прокуратуре, судах и в других правоохранительных органах.
Во-вторых, создания собственных СБ, поскольку, как показывает мировой и российский опыт, наиболее защищенными являются те структуры, которые имеют собственные СБ. Поэтому начинается стремительный рост зарегистрированных СБ - с 2356 (1993 г.) до 5287 (1994 г.), с 1993 по 1997 гг число зарегистрированных СБ значительно превышало частные охранные предприятия (ЧОП). Необходимо отметить, что колебания в количестве СБ в нашей стране связаны со следующим. Поскольку СБ существуют за счет прибыли предприятия, то они в большей степени, чем ЧОП, подвержены экономическим ударам (последний пример - август 1998 г.). Кроме того, финансовые пирамиды, мыльные банки и подобные структуры имели СБ, которые ликвидировались вместе с предприятием.
Экономическая безопасность, в режиме устойчивого функционирования предприятия, акцентирует главное внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и/или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.
Производственная сфера эффективно работающего предприятия, если она своевременно подвергается необходимой модернизации, не является источником экономического неблагополучия (экономической опасности) как для коллектива предприятия и его собственника, так и для тех агентов рынка, которые пользуются продукцией предприятия, то есть его смежников и потребителей.
В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей. При этом условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого предприятие может приобретать только исходя из результатов своей деятельности (точнее — амортизационных отчислений и прибыли), а также за счет заемных средств. Оба эти источника инвестиций в кризисной ситуации для предприятия, как правило, оказываются недоступны.
Как оценить мультипликативный эффект действия перечисленных и ряда других негативных факторов и процессов на текущее состояние предприятия и перспективы его развития? Как их действие отражается на потенциале и состоянии экономической безопасности каждого конкретного предприятия? Ведь разрушение потенциала предприятия — это и есть проявление опасных для его функционирования тенденций.
Угроза экономической безопасности может быть определена в конечном виде как некий ущерб, интегральный показатель которого характеризует степень снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени. Под этим понимается совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов хозяйственной деятельности.
К причинам угроз экономической безопасности во многом обусловлены не только прошлым развитием, но и ошибками проводимого за годы реформ экономического курса, аморфностью текущей научно-промышленной политики, потерей управляемости экономики. К ним следует отнести следующие:

  • отсутствие концепции, стратегии и программы социально-экономического развития с реально достижимыми целями;
  •  перманентное отставание в разработке, бессистемность и несовершенство нормативно-правового обеспечения регулирования экономики;
  • высокорисковая кредитно-денежная политика правительства в банковской сфере, на фондовом и валютном рынках, неэффективная налоговая система;
  • фетишизация финансовых технологий в процессе трансформации экономики, повлекшая их отрыв от ее реального сектора, замену реальных денег их суррогатами или бартером, фактически перераспределяющими национальный доход от товаропроизводителя главным образом в пользу спекулятивного финансового рынка;
  • разрушение системы воспроизводства производственного потенциала (в первую очередь, его активной части) вследствие низкой инвестиционной активности;
  • рост инфляции и отсутствие нормального инвестиционного климата в реальном секторе экономики, предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
  • неэффективная и несправедливая приватизация государственной собственности, общенародного достояния;
  • создание условий, способствующих присвоению и вывозу финансовых ресурсов за рубеж;
  • утрата государственного контроля естественных монополий, ослабление регулирующей роли государства в их ценовой политике;
  • недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая дисциплина, недостаток или полное отсутствие экономической этики на всех уровнях менеджмента;
  • усиление регионального и национального сепаратизма;
  • слабая встроенность в мировую экономику (несоответствие научно-технического уровня большинства видов промышленной продукции передовым зарубежным образцам, низкая доля иностранных субсидий в национальном богатстве);
  • дискриминация (а по сути, экономическая война) со стороны ряда стран международного сообщества в торговле с Россией и в ее стремлении на мировые рынки.

Все это вылилось в неспособность большинства предприятий самостоятельно и эффективно войти в стихийно организованный рынок и запустить рыночный механизм хозяйствования.
У предприятий образовалась непосильная для них дебиторская и кредиторская задолженность, главными виновниками которых является ведомства и министерства, которые зачастую не оплачивают продукцию, изготовленную по их же заказу для государственных нужд, что ведет к каскаду неплатежей по цепочке межотраслевых связей (один невыплаченный казной рубль тянет за собой 4-6 рублей последующих неплатежей). Потребители, смежники стремятся расплатиться по бартеру, поскольку также не имеют денег. Нет средств и возможностей пополнять оборотный капитал. В результате производственный и научно-технический потенциал предприятий уже длительное время находится в состоянии прогрессирующей деградации.
Высококвалифицированный кадровый состав уходит в поиске лучшего приложения сил и способностей, нет рабочих и специалистов для обслуживания простаивающего технологического оборудования и сохранения инфраструктуры. Ротации квалифицированных кадров способствуют так же действия профессиональных head-hunter–ов, работающих в интересах иностранных корпораций, получающих данные об интересующих сотрудниках всеми доступными путями.
Нельзя забывать о том, что 27 июля 2006 года вышел Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ "О персональных данных", который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных государственными и муниципальными органами власти, юридическими и физическими лицами, с использованием средств автоматизации (а в некоторых случаях и без). Цель такого регулирования - обеспечение защиты прав и свобод человека при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
По данным исследования, проведенного компанией Perimetrix, более половины российских компаний (52%) обрабатывают свыше 10 тыс. записей персональных данных. Утечка такого объема информации — это далеко не локальный инцидент, поскольку группу риска составляет количество людей, сравнимое с населением небольшого города. Очевидно, что в случае неблагоприятного исхода потери исчисляются не только суммой в денежном эквиваленте с большим количеством нулей — наносится ущерб и репутации компании.
Примерно каждая шестая российская компания (15,3%) обрабатывает персональные данные более 1 млн человек. Это и государственные учреждения, и крупные коммерческие компании. Если такое предприятие представлено на фондовых рынках и об утечке информации из него станет известно, акции мгновенно потеряют в цене: инвесторы не станут дожидаться окончания расследования инцидента.
Если сравнить защищенность персональных данных и информации, которая составляет коммерческую тайну, можно сделать два вывода. Во-первых, российские компании понимают важность защиты персональных данных и защищают их не хуже, чем коммерческую тайну. Во-вторых, безопасность обоих типов информации находятся на одинаково низком уровне.
По данным исследования, "Инсайдерские угрозы в России 2008", два наиболее действенных класса систем защиты — решения для шифрования данных в местах хранения и комплексные продукты по защите от утечек — имеют крайне низкий уровень проникновения (36% и 24% соответственно). Другие системы безопасности занимаются защитой исключительно от внешних вторжений.
Еще одну угрозу персональным данным представляет доступ к информации со стороны партнеров и аутсорсинговых партнеров. Хотя в России культура аутсорсинга сравнительно слабо развита, только две трети (64,3%) отечественных компаний имеют монопольный доступ к персональными данными, 24,7% организаций делятся информацией с дочерними и материнскими структурами, оставшиеся 11,1% несут риски утечки информации через партнеров по полной программе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что суть деятельности СБ по обеспечению безопасности фирмы на практике сводится к прогнозированию угроз и определению мер по их локализации. В настоящее время в России для любой хозяйственной структуры основными угрозами во внешней среде являются криминал, конкуренты и коррумпированные государственные чиновники, во внутренней - персонал. Поэтому основными направлениями работы СБ являются следующие:

  • изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния теневой экономики на рынок;
  • установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других фирм;
  • рассмотрение фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;
  • расследование фактов разглашения коммерческой тайны фирмы;
  • сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контракты;
  • постоянная работа с использованием некоторых средств и методов оперативной деятельности со следующими группами персонала - сотрудниками, родственники которых работают у конкурентов; ранее судимыми; уволившимися с предприятия; работниками СБ; вспомогательным персоналом, имеющим доступ к коммерческой тайне;
  • выявление некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров;
  • предоставление руководству фирмы необходимой информации при проведении деловых переговоров;
  • обеспечение необходимого уровня безопасности в местах проведения фирмой конфиденциальных, представительских и массовых мероприятий;
  • консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу фирмы по вопросам обеспечения безопасности;
  • обеспечение информационной безопасности и др.


Система экономической безопасности (СЭБ) каждой компании сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.
В заключении хотелось бы сказать о том, что как показывает опыт по проведению семинаров и консультирования предприятий по проблемам экономической безопасности для руководителей и сотрудников фирм, СБ, даже профессионалам (бывшим сотрудникам ФСБ, МВД, ГРУ) требуется переосмысление, корректировка при использовании своего богатого оперативного опыта в новых условиях российского рынка. Наиболее оптимальной формой являются семинары и частные консультации, где специалисты компании ООО «Системный Консалтинг» в области обеспечения безопасности вместе с владельцами бизнеса разбирают различные ситуации в данной сфере, показывают возможные пути решения наиболее актуальных сегодня проблем.

 

Справки и регистрация участия по тел.:

  • г. Санкт-Петербург: (812) 454-50-32, (812) 454-52-34, (812) 640-75-07 

 
Скачать заявку Вы можете по этой ссылке: Заявка на участие в семинаре.doc

Заявки просьба высылать на адрес эл. почты: info@s-konsalt.ru или факс. (812) 454-52-34.

 

Ваша безопасность и безопасность вашего бизнеса стоит ровно столько, сколько вы на них тратите!

ноябрь 2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
 
23
24
25
26
27
28
29
30
1
< октябрь декабрь >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения